Особенности социального взаимодействия в интернет-пространстве.

evrenur

Постоялец
ДРУЗЬЯ ФОРУМА
ЮБИЛЕЙНАЯ ЛЕНТА

evrenur

Постоялец
ДРУЗЬЯ ФОРУМА
ЮБИЛЕЙНАЯ ЛЕНТА
Регистрация
10 Июн 2018
Сообщения
709
Реакции
387
Репутация
0
Сетевые тролли внутри нас
Интернет обостряет не только положительные черты характера человека, но также и негативные. Каждый человек считает себя очень хорошим. В том числе и тогда, когда комментирует в интернете что-либо. Однако в силу раскрепощающего воздействия интернета порой даже очень хорошие люди проявляют качества сетевых троллей.

Сетевой троллинг – это многолетняя проблема интернета, которая с течением времени только усугубляется. Склонность к троллингу усиливается плохим настроением: если человек, будучи в плохом настроении, натыкается на провокационный материал, то ему очень сложно избежать соблазна написать какую-нибудь гадость в комментарии. И эта провокационная волна может быть поймана кем угодно, даже тем, кто раньше никогда не занимался троллингом. Таким образом, тролли – это далеко не всегда какие-то асоциальные элементы, оторванные от окружающего мира.



Высокие технологии вытесняют живое общение
Мы окружены компьютерными программами и компьютерной техникой (и также погружены в них), которые постепенно отбирают у нас глубокое межличностное общение.




Базовые человеческие потребности
Большинство новейших технологий и новаций, пришедших к нам за последнее десятилетие, идут вразрез с нашей глубинной человеческой природой, поскольку имеют невысказанную, но при этом отчетливо осязаемую повестку дня. Речь идет о создании мира с уменьшенным количеством глубокого межличностного общения.

«Это не баг, это фича», – самодовольно заявляют технари, стоящие за разработкой всех этих новейших технологий и новаций. Мы могли бы подумать, что Amazon – это все о том, чтобы сделать для нас доступными те книги, которых нет в местных книжных магазинах. И это кажется блестящей идеей. Но, возможно, Amazon – это также все и о том, чтобы устранить контакт с живым человеком. Конечно, разработчики высокотехнологичных приложений и техники, может быть, и не стремились сознательно к устранению глубокого межличностного общения, но подсознательно они определенно были в этом заинтересованы. Потому что инженер высоких технологий воспринимает глубокое межличностное общение как сложное неэффективное, шумное и медленное.

Поэтому, работая над чем-то, где не должно быть «трения», где все должно быть просто и эффективно, инженер старается из этого «чего-то» исключить человека.
Сам по себе подобный образ мыслей, может быть, и имеет право на существование, но когда сильное влияние руководствующихся такими мыслями людей выходит за рамки технологического сектора на людей из остального мира (которые могут не разделять подобных мыслей), то возникает тревожный дисбаланс.

В мире высоких технологий преобладают мужчины. А они по самой своей природе стремятся устранить, насколько это возможно, взаимодействие с живыми людьми – в угоду «простоте и эффективности». Поэтому, например, социальные сети, которые вроде как предназначены для социального взаимодействия, на самом деле не позволяют людям развивать подлинные социальные связи. По факту в социальных сетях лишь происходит поверхностная симуляция межличностного общения.



Побочные эффекты вытеснения живого общения
Сокращение живого межличностного общения имеет некоторые побочные эффекты:
люди становятся менее терпимыми, менее восприимчивыми к альтернативным точкам зрения, более завистливыми и более антагонистичными. Распространенные ныне социальные сети фактически лишь раздробленности общества способствуют, позволяя людям жить в своих собственных коконах. Наши странички в социальных сетях обрастают исключительно тем, что нам уже нравится или нравится нашим псевдодрузьям оттуда. Мы таким образом в своем коконе закрепляемся, а люди, которые за пределами этого кокона находятся, становятся для нас все более далекими и все менее понятными.

Кроме того, современные исследования указывают на то, что человек ведет себя в социальных сетях тем активнее, чем он хуже чувствует себя в повседневной жизни.
Хотя технологии социальных сетей утверждают, что помогают нам общаться, они на самом деле только разлучают нас. Они делают нас грустными и завистливыми. Таким образом, подобные технологии входят в противоречие с нашей естественной человеческой природой – потребностью в глубоком межличностном общении. Такое общение – неотъемлемая составляющая нашего развития. В том числе нашей способности сотрудничать, которая в свою очередь является одним из главных показателей нашего процветания. Зачастую наше рациональное мышление (по крайней мере для технарей это справедливо) убеждает нас в том, что преобладающая часть нашего общения с живыми людьми может быть оптимизирована: сведена к серии логических решений. При этом мы даже не знаем многих из тех слоев и тонкостей, из которых состоит «межличностное общение». И, таким образом, в конечных «логичных решениях» все эти слои и тонкости отсутствуют, что (как объяснено ниже) мешает принимать продуктивные решения.



Все люди принципиально иррациональны
Как бы нам ни казалось, что мы ведем себя рационально, по факту все мы принципиально иррациональны. Люди капризны, непоследовательны, эмоциональны, иррациональны и предвзяты. А эти склонности довольно часто расцениваются как контрпродуктивные. Часто кажется, что наша резкая переменчивость в уме и эгоистичная натура являются нашими пороками. Кажется, что есть множество аспектов в нашей жизни, где если из уравнения устраняется человек, то этот аспект жизни только выигрывает.

Однако по факту такой образ мыслей – что, устранив человека, мы выигрываем – зачастую как раз и приводит к самым непродуктивным решениям.
Тогда как вышеперечисленные иррациональные склонности человеческой натуры, наоборот, продуктивности способствуют. Хотя мы можем считать, что принятие решений должно основываться на рациональном и механическом подходе, по факту все решения принимаются эмоционально. Безэмоциональный человек не способен принимать решения. К такому выводу пришли современные неврологи.

Человек – это социальное существо, ему по природе присуще сотрудничество. Развитие этой способности происходит не в результате применения рациональных инструментов, а прежде всего в результате укрепления веры. Раньше у людей была религиозная вера (в бога верили и полагались на него), а сегодня у людей технологическая вера (верят высоким технологиям и полагаются на них). Онлайн-покупки и доставка на дом, цифровая музыка, беспилотные автомобили, автоматизированные магазины (без живого персонала), роботы вместо персонала, персональные цифровые помощники, большие данные, видеоигры (и виртуальная реальность), MOOCS-образование (массовые открытые онлайн-курсы), социальные сети, искусственный интеллект – вот во что верят сегодня люди.



Слепая вера в искусственный интеллект
Современные системы искусственного интеллекта (ИИ) настолько сложны, что даже проектирующие их инженеры не в силах объяснить, каким образом ИИ принимает то или иное решение. На сегодняшний день и в обозримом будущем разработать систему ИИ, которая всегда может объяснить свои действия, не представляется возможным. Технология глубокого обучения оказалась очень эффективной при решении насущных проблем последних лет: распознавание изображений и голоса, языковой перевод, медицинские приложения.

На ИИ возлагаются значительные надежды по диагностированию смертельных болезней, по принятию сложных экономических решений. И также ожидается, что ИИ станет центральным элементом во многих других отраслях.

Однако это не произойдет – или по крайней мере не должно произойти, – пока мы не найдем способ сделать такую систему глубокого обучения, которая сможет объяснять те решения, которые принимает. В противном случае мы не сможем предсказать, когда именно эта система даст сбой – а она рано или поздно его обязательно даст. Эта проблема стала насущной уже сейчас, а в будущем она только усугубится. Будь то экономические, военные или медицинские решения.

Компьютеры, на которых запущены соответствующие системы ИИ, запрограммировали себя сами, причем таким образом, что у нас нет возможности понять, «что у них на уме».
Что говорить о конечных пользователях, когда даже проектирующие эти системы инженеры не в силах понять и объяснить их поведение. По мере развития систем ИИ мы вскоре можем перейти черту – если уже не перешли ее, – когда для использования ИИ нам нужно будет совершить «прыжок веры».

P.S. Большинство людей запрограммированы быть социальными инженерами с самого раннего детства. Подобно детям, люди учатся, как получать от других то, что они хотят, используя тактику социальной инженерии. Торговые представители, учителя, актеры, журналисты, менеджеры, эксперты безопасности – все они в своей профессиональной деятельности пользуются внушительным арсеналом социальной инженерии.
 
Сверху