Предвестник корпоративной эры. Как создавался «Бэтмен» Тима Бёртона
К «Бэтмену» Тима Бёртона можно относиться по-разному. Его можно любить за готическую атмосферу, эстетику, персонажей, вычурный стиль и своеобразную трактовку комиксов. Его можно не любить за… всю ту же готическую атмосферу, эстетику, персонажей, вычурный стиль и своеобразную трактовку комиксов. Но нельзя отрицать, что это эпохальное кино, разделившее жанр супергеройского кино на «до» и «после».
Да, «Бэтмен» был не первой крупной комикс-адаптацией. Но он стал воистину культурным феноменом, окончательно доказавшим, что фильмы по комиксам могут рассматриваться как серьёзные произведения. Именно «Бэтмен» заложил основы бизнес-модели, которой с тех пор стараются придерживаться голливудские продюсеры. Наконец, кино послужило источником вдохновения многим начинающим режиссёрам. Фильм показал, что можно снять голливудский блокбастер на основе чужой интеллектуальной собственности и всё равно сохранить авторский стиль. По случаю тридцатилетнего юбилея я написал для журнала «Мир Фантастики» большой материал, рассказывающий о том, как же был создан «Бэтмен» Тима Бёртона.
По пути «Супермена»
Всё началось в конце 1970-х, когда продюсеры Бенджамин Мельникер и Майкл Услан купили у DC Comics права на киноадаптацию комиксов про Тёмного рыцаря. Они хотели сделать серьёзный и мрачный фильм, который резко контрастировал бы с популярным в 1960-х китчевым телесериалом с Адамом Уэстом. Мельникер и Услан вдохновлялись изданной в 1977–1978 годах серией комиксов Стива Энглхарта. Хоть она и не помогла вернуть на былой уровень падающие продажи комикса, но заложила фундамент для последующего возрождения персонажа.
Конечно, у продюсеров был и другой источник вдохновения: вышедший в 1978 году «Супермен» Ричарда Доннера. Фильм собрал огромную для того времени кассу, и Мельникер с Усланом рассчитывали, что сумеют добиться такого же успеха.
Но задача оказалась намного сложнее, чем казалось изначально. Уж слишком значительным оставалось культурное влияние сериала — многие до сих пор воспринимали Бэтмена как нелепого клоуна в трико. Поняв, что им не справиться в одиночку, Мельникер и Услан обратились за помощью к другой паре продюсеров — Джону Питерсу и Питеру Губеру. Со временем эта пара полностью захватила управление проектом. После выхода фильма дело даже дошло до суда: Мельникер и Услан обвинили студию и продюсеров в намеренном обмане, требуя процентов от кассовых сборов и продаж игрушек. Но суд так и не удовлетворил их иск.
Джон Питерс и Питер Губер
Питерс и Губер развили активную деятельность, пытаясь заинтересовать крупную студию. В Universal ответили отказом, а вот Warner Bros. согласилась профинансировать картину. Недолго думая продюсеры решили повторить рецепт «Супермена»: снять историю происхождения героя. Неудивительно, что первым сценаристом «Бэтмена» стал Том Манкевич.
К «Бэтмену» Тима Бёртона можно относиться по-разному. Его можно любить за готическую атмосферу, эстетику, персонажей, вычурный стиль и своеобразную трактовку комиксов. Его можно не любить за… всю ту же готическую атмосферу, эстетику, персонажей, вычурный стиль и своеобразную трактовку комиксов. Но нельзя отрицать, что это эпохальное кино, разделившее жанр супергеройского кино на «до» и «после».
Да, «Бэтмен» был не первой крупной комикс-адаптацией. Но он стал воистину культурным феноменом, окончательно доказавшим, что фильмы по комиксам могут рассматриваться как серьёзные произведения. Именно «Бэтмен» заложил основы бизнес-модели, которой с тех пор стараются придерживаться голливудские продюсеры. Наконец, кино послужило источником вдохновения многим начинающим режиссёрам. Фильм показал, что можно снять голливудский блокбастер на основе чужой интеллектуальной собственности и всё равно сохранить авторский стиль. По случаю тридцатилетнего юбилея я написал для журнала «Мир Фантастики» большой материал, рассказывающий о том, как же был создан «Бэтмен» Тима Бёртона.
По пути «Супермена»
Всё началось в конце 1970-х, когда продюсеры Бенджамин Мельникер и Майкл Услан купили у DC Comics права на киноадаптацию комиксов про Тёмного рыцаря. Они хотели сделать серьёзный и мрачный фильм, который резко контрастировал бы с популярным в 1960-х китчевым телесериалом с Адамом Уэстом. Мельникер и Услан вдохновлялись изданной в 1977–1978 годах серией комиксов Стива Энглхарта. Хоть она и не помогла вернуть на былой уровень падающие продажи комикса, но заложила фундамент для последующего возрождения персонажа.
Конечно, у продюсеров был и другой источник вдохновения: вышедший в 1978 году «Супермен» Ричарда Доннера. Фильм собрал огромную для того времени кассу, и Мельникер с Усланом рассчитывали, что сумеют добиться такого же успеха.
Но задача оказалась намного сложнее, чем казалось изначально. Уж слишком значительным оставалось культурное влияние сериала — многие до сих пор воспринимали Бэтмена как нелепого клоуна в трико. Поняв, что им не справиться в одиночку, Мельникер и Услан обратились за помощью к другой паре продюсеров — Джону Питерсу и Питеру Губеру. Со временем эта пара полностью захватила управление проектом. После выхода фильма дело даже дошло до суда: Мельникер и Услан обвинили студию и продюсеров в намеренном обмане, требуя процентов от кассовых сборов и продаж игрушек. Но суд так и не удовлетворил их иск.
Джон Питерс и Питер Губер
Питерс и Губер развили активную деятельность, пытаясь заинтересовать крупную студию. В Universal ответили отказом, а вот Warner Bros. согласилась профинансировать картину. Недолго думая продюсеры решили повторить рецепт «Супермена»: снять историю происхождения героя. Неудивительно, что первым сценаристом «Бэтмена» стал Том Манкевич.