Ошибки в мышления человека (когнитивные искажения)

Crypt91

Интересующийся
PREMIUM USER
ДРУЗЬЯ ФОРУМА
ЮБИЛЕЙНАЯ ЛЕНТА

Crypt91

Интересующийся
PREMIUM USER
ДРУЗЬЯ ФОРУМА
ЮБИЛЕЙНАЯ ЛЕНТА
Регистрация
12 Июн 2018
Сообщения
223
Реакции
206
Репутация
33
В психологической литературе под понятием «когнитивные» искажения принято подразумевать ошибки в мышлении человека, следование шаблонным суждениям о жизни, ситуациях и окружающих людях. «Ошибки мышления», по мнению ученых, помогают увеличить адаптивные способности человека к окружающей среде, увеличить скорость принятия решений. Однако, избавившись от наиболее явных «когнитивных искажений» можно увеличить скорость и качество мышления, развить творческие способности и посмотреть на окружающий мир более ясным взглядом.
Ученые выделили огромное количество ошибок мышления. Большинство удалось доказать экспериментально, другие же остались предположениями. Я вам расскажу о самых частых «когнитивных искажениях» нашего мозга:


•Переоценка воздействия.
Незначительное событие и переживание воспринимается как катастрофа. Событию приписывается огромное значение, и существенное влияние на будущую жизнь. Поэтому ребята, относитесь ко всему проще) И будет вам счастье.


•Эффект повального увлечения.
Стремление следовать «мейнстриму», общему мнению. Отчетливо проявляется в Интернете, когда одна идея захватывает массы, её считают безоговорочно верной. Данное когнитивное искажение непосредственно относится к стадному инстинкту. А сколько с этим связано хайп проектов? Биткоины, опционы, спиннеры, шары Бобо и т.п…Разве не приятно поиметь профит, на волне хайпа?


•Эффект контраста.
Два события, произошедшие в недавнем времени сравниваются по принципу контраста. Например, если за вами ухаживают двое мужчин, предпочтение вы отдадите более привлекательному с физической и духовной точки зрения, хотя при отсутствии выбора вы могли выбрать менее привлекательного молодого человека. Заметил эту тенденцию и в сфере обмана. Часто бывает, что пишет человек, но предоплата и т.п его не устраивает. Тем временем он пишет и моим коллегам. Т.к почти у всех сделано всё на много хуже... Проходит день-другой…И человек возвращается уже с явным желанием заплатить.


Хоторнский эффект.
Если за человеком наблюдают – он показывает лучшие результаты в работе и любой другой деятельности. К примеру, установка камеры видеонаблюдения многократно повышает производительность труда работников организации. На заметку управленцам так сказать.


Стереотипизация.
Приписывание другому характерных для группы черт характера без знаний индивидуальных черт данной личности. Например: «все мужчины – эгоисты», «все богатые – скряги» и т.п. Проявляется ежедневно в неправильных суждениях о людях, да и в сфере обмана тоже самое… кто-то, когда-то обманул соседа и вы адманите… Не чего страшного, работа с человеком наедине и вы с лёгкость переубедите, что вы не такой как все.


Приукрашивание прошлого.
Приписывание прошлым событиям большего значения и оптимистичного значения. Например, воспоминания о приключениях намного интереснее самих приключений, где человек мог терпеть скуку, дискомфорт и т.п. Самое обидное, что большинство и живёт прошлым и свои достижения только в прошлом. Ярый тому пример – алкаши на лавочке. Попробуйте с ними пообщаться, и они вам расскажут, как в армии классно было, как они будучи студентом места во всех видах спорта занимали и т.п. Но не слова о том какие они сейчас.


Феномен «справедливого мира».
А состоит он в безосновательной вере во всеобщую справедливость, равенство и т.п. Человек ожидает справедливой оценки его действий и стараний и очень обижается на любое несоответствие ожиданий. Мы и тут можем использовать данную возможность, ведь человек свято верить, что он такой хороший, вкалывает по 8 часов и т.п и он очень рад будет, когда узнает о своём «выигрыше» и ещё каких-нить ништяках, которые мы можем сделать в целях своей выгоды.


Эффект Даннинга-Крюгера.
Люди с низкой квалификацией высоко оценивают свои достижения, игнорируют неудачи и делают ошибочные выводы, в то время как действительно высококвалифицированные специалисты страдают неуверенностью, считают других более компетентными. Так же хорошая заметка для руководителей. Дурак думает, что он умён; умный же знает, что глуп он.


Самосбывающиеся пророчества.
Человек вовлекается исключительно в те виды деятельности, которые со стопроцентной вероятностью подтвердят его убеждения. Например, тенденция знакомиться с заведомо неподходящими людьми ради подтверждения убеждения: «Я всегда буду одна, мне не везет с личной жизнью». Когнитивное искажение влияет на все области жизни.


Фундаментальная ошибка атрибуции»
Поведение других оценивается с точки зрения их личностных качеств, причем ситуационное влияние не учитывается. К примеру, если на улице вас случайно толкнут и не извинятся – вы посчитаете человека невоспитанным грубияном, хотя он мог просто-напросто не заметить вас при спешке. И я вам скажу, что не только от личностных качеств, но и от внешности. Согласитесь, вы бы удивились услышать от человека в хорошем костюме и галстуке фразу – Слышь Ёпта, и т.п.


Эффект ореола.
Личности, которые нам нравятся или имеют авторитет в обществе, считаются непогрешимыми, а доказательства недостатков игнорируются или приписываются к достоинствам. О роли «Авторитета» я вам рассказывал в третьей части статьи про "управление человеком".


Эффект первого впечатления.
Первоначальное мнение о человеке практически не меняется со временем даже при наличии фактов, его опровергающих. Поэтому собираясь на важную встречу в первый раз к незнакомым людям, подумайте об этом и сделайте всё, чтобы мнение о вас было только положительное.
P.S .Я сам являюсь убеждённым, что первое впечатление о человеке – самое верное.


Сверхобобщение.
Тенденция делать глобальные выводы на основе одного события. К примеру, неудача на собеседовании заставит человека считать себя плохим и никому не нужным специалистом, а неудачное свидание – непривлекательной женщиной для всего мужского пола. Это плохая черта и её нужно убирать.
 
Сверху